Рабочая программа группа № 4 раннего возраста (от 1,6 до 2 лет)

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 96 Красносельского района Санкт-Петербурга "Мечта"
(ГБДОУ детский сад № 96 Красносельского района СПб "Мечта")

Принята
Педагогическим советом
протокол от 30.08.2024 г. № 1

Утверждена
Приказом № 25-ОД от 30.08.2024 г.
Заведующий____________Т.А. Евсеева

Подписано
электронной подписью:
Серийный номер
сертификата

Евсеева Татьяна Александровна, Заведующий,
ГБДОУ детский сад №96 Красносельского района СПБ
«Мечта»
00bcb02d50c2ac1d0fefd787f72e7b0208; действителен
до 27.09.2025 11.43.00

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательной работы с детьми группы раннего возраста (с 1,6 до 2 лет)
общеразвивающей направленности № 4 «Облачко»
на 2024-2025 учебный год

Составители программы:
воспитатель высшей квалификационной категории Шишкина М.Ю.

Санкт-Петербург
2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
1.1.
1.2.
1.3.
2.
2.1.
2.2.

2.3
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Возрастные особенности развития детей
Планируемые результаты освоения программы
Содержательный раздел
Игра как особое пространство детей второго года жизни
Задачи и содержание образования (обучения и воспитания)
по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик
Способы и направления поддержки детской инициативы
Планирование образовательной деятельности на 2024-2025 учебный год
План взаимодействия с семьями воспитанников на 2024– 2025 учебный
год
Календарный план воспитательной работы
Календарные события в 2024-2025 учебном году
Тематическое планирование образовательной деятельности
Организационный раздел
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Режим и распорядок дня в дошкольных группах
Перечень литературных произведений
Перечень музыкальных произведений
Перечень произведений изобразительного искусства

3
3
4
8
10
10

16
16
18
21
27
28
29
32
34
34
34
35
36
39
39
40

2

1.1.

1. Целевой раздел
Пояснительная записка

Рабочая программа группы раннего возраста № 4 «Облачко» разработана в соответствии
с Образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ детского сада № 96
Красносельского района СПб «Мечта». Образовательная программа в свою очередь
разработана в соответствии с
ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (Зарегистрировано в
Минюсте России 14.11.2013 N 30384));
Федеральной

образовательной

программой

дошкольного

образования

(Приказ

Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной
образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
28 декабря 2022 г. № 71847));
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи";
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания".
Целью программы: разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных
ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде
всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие,
справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и
преемственность поколений, единство народов России.

3

1.2. Возрастные особенности детей
Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических
особенностей, которые требуют создания специальных условий для развития детей. Это один
из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов. Кроме того
наблюдается заметная акселерация развития. У многих дети раньше начинаются процессы
прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие, значительно раньше отмечается кризис трёх лет.
Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несовершенства
деятельности внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключится с
одной деятельности на другую, соответственно доминантой становится процесс возбуждения и
как следствие – неустойчивое эмоциональное состояние.
Росто-весовые характеристики
Вес двухлетнего ребенка составляет одну пятую веса взрослого человека. К двум годам
мальчики набирают вес до 13,04 кг, девочки - 12,6 кг. Ежемесячная прибавка в весе составляет
200-250 граммов, а в росте 1 см. К двум годам длина тела мальчиков достигает 88,3 см, а девочек
- 86,1 см. Функциональное созревание.
Продолжаются рост и функциональное развитие внутренних органов, костной,
мышечной и центральной нервной системы. Повышается работоспособность нервных центров.
Общее время сна, практически полностью подчиненного суточной ритмике, составляет 11-12
часов.
Начиная с 16-18-ти месяцев уровень развития мускулатуры и нервной системы
обеспечивает рефлекторную деятельность по контролю выделительной системы. К двум годам
у большинства детей ночное мочеиспускание прекращается, хотя время от времени оно может
повторяться у многих из них и гораздо позднее в результате нарушения привычных видов
повседневной активности, на фоне болезни, в случаях перевозбуждения ребенка или испуга.
Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность,
присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в
этот период происходит становление всех функций организма.
Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость
умственного и социального развития от физического состояния и настроения ребенка
(например: ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему; снижается
восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные
умения: речевые, двигательные, социальные).
Этому
возрасту
свойственно
удовлетворение
ребёнком
естественных
психофизиологических потребностей:
- сенсомоторной потребности;
- потребность в эмоциональном контакте;
- потребности во взаимодействии и общении со взрослыми: (игровое и деловое
общение в 1,5 года-3 года).
Специфичность проявления нервных процессов у ребенка - это:
- легкость выработки условных рефлексов, но при этом же сложность их изменения;
- повышенная эмоциональная возбудимость;
- сложность переключения процессов возбуждения и торможения;
- повышенная эмоциональная утомляемость.
4

Развитие моторики
Развитие моторики является определяющим для всего психического развития. Все
движения формируются на основании ритмической картины, соответственно, чрезвычайно
важно формировать ритмичность (движения под ритм; режим дня; чередование активности и
отдыха).
Подавляющие большинство детей (90%) может хорошо ходить (в год и два месяца);
строить башню из двух кубиков (в полтора года); подниматься по ступенькам (в год и десять
месяцев); пинать мяч (к двум годам).
На развитие основных движений ребенка частично влияют пропорции его тела:
короткие ноги, длинное туловище, большая голова. Ребенок до полутора лет часто падает при
ходьбе, не всегда может вовремя остановиться, обойти препятствие. Несовершенна и осанка.
Вследствие недостаточного развития мышечной системы ребенку трудно долго выполнять
однотипные движения, например, ходить с мамой «только за ручку». Постепенно ходьба
совершенствуется. Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на
бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия, например, палку,
лежащую на земле. Исчезает шаркающая походка.
В подвижных играх и на музыкальных занятиях дети делают боковые шаги, медленно
кружатся на месте. Даже в начале второго года дети много лазают: взбираются на горку, на
диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку. Они также перелезают через
бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч.
После полутора лет у малышей кроме основных развиваются и подражательные
движения (мишке, зайчику). В простых подвижных играх и плясках дети привыкают
координировать свои движения и действия друг с другом. В полтора года дети способны
рисовать каракули, а к двум годам могут нарисовать прямую линию. Дети все лучше
контролируют простые движения, а затем объединяют их во все более сложные и
согласованные системы.
Психические функции
Восприятие становится ведущей психической функцией. Совершенствуется
зрительное восприятие и становится ведущим. Вместе с тем, дети полутора – двух лет не могут
одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. В области восприятия
происходит формирование перцептивных действий и предметных эталонов. Функция
перцептивных действий - ориентировочная, обследование перцептивных свойств объекта на
основе эталонов.
Формирование наглядно-действенного мышления как отражения скрытых сущностных
связей и отношений объектов происходит на основе развития восприятия и в ходе овладения
ребенком предметно-орудийными действиями. Первоначально перцептивные действия
представляют собой развернутые внешние действия. По мере овладения речью восприятие
начинает приобретать черты произвольности. Слово начинает регулировать восприятие
ребенка. По мере взросления и накопления опыта дети приобретают способность принимать и
одновременно перерабатывать все больше информации, сопоставляя знание о части и целом.
Появляются зачатки экспериментирования. Физический опыт становится основой
обобщений. Последовательность овладения обобщениями: на основании цвета (от года до года
и семи месяцев); на основании формы (от полутора до двух лет); функциональные обобщения
(от двух до трех лет).
В ходе формирования умения использовать орудия ребенок проходит четыре стадии:
целенаправленных проб, «подстерегания», навязчивого вмешательства, объективной
5

регуляции. Особенности предметной деятельности: педантизм, рука подстраивается под
предмет, функциональная сторона действия опережает операциональную (знание действия
опережает его реализацию). Логика развития действия: неспецифичные действия функциональные действия - выделение способа действия - перенос действия (с одного предмета
на другой, из одной ситуации в другую).
Предметно-орудийные действия формируются только в сотрудничестве со взрослым.
Функции взрослого в формировании предметных действий: показ, совместные действия,
поощрение активных проб ребенка, словесные указания. Предметная деятельность становится
основой развития наглядно-образного мышления через представления о цели действия и
ожидаемом результате, выделение соотношений и связей между предметами, условий
реализации действий.
Второй год жизни - период интенсивного формирования речи, где можно выделить
два основных этапа. Первый (от года до года и шести-восьми месяцев) - переходный, со
следующими особенностями: интенсивное развитие понимания, активной речи почти нет;
активная речь своеобразна по лексике, семантике, фонетике, грамматике, синтаксису. Второй
период (от года и восьми месяцев до трех лет) - практическое овладение речью. Связи между
предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются значительно быстрее, чем
в конце первого года («взрыв наименований»). При этом понимание речи окружающих попрежнему опережает умение говорить.
Установлена четкая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем
окружении ребенка и развитием его речи. Дети усваивают названия предметов, действий,
обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать
деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе
составляющие основу сенсорного воспитания.
Самые первые слова обозначают те предметы, с которыми ребенок может играть (мяч,
машинка и т. п.). Поскольку в окружении каждого ребенка набор предметов, с которыми он
может так или иначе взаимодействовать, различен, то и первоначальный словарный запас
каждого ребенка уникален. Научившись употреблять слова применительно к определенной
ситуации, дети вскоре начинают использовать их в описаниях других ситуаций, не замечая
производимой нередко подмены их истинного значения. В процессе разнообразной
деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к
разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т.д.».
Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году
жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним
предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по
цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая).
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам
он равен примерно 20-30 словам. После года и восьми - десяти месяцев происходит скачок, и
активно используемый словарь состоит теперь из 200-300 слов. В нем много глаголов и
существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д.), а
также предлоги. Упрощенные слова («ту-ту», «ав-ав») заменяются обычными, пусть и
несовершенными в фонетическом отношении.
После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (число слогов),
наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому
образцу.
6

У двухлетних детей предметная игра становится более сложной, содержательной. В
полтора года дети узнают о предназначении многих вещей, закрепленном в культуре их
социального окружения, и с этих пор игра становится все более символической. Образы,
которые используют дети в своих играх, похожи на реальные предметы.
Этапы развития игры в раннем детстве: на первом этапе (один год) игра носит узкоподражательный характер, представляет собой специфическое манипулирование предметом,
сначала строго определенным, который показал взрослый, а затем и другими. На втором этапе
репертуар предметных действий расширяется, и уже не только сам предмет, но и указание
взрослого вызывают действия и сложные цепочки действий. На третьем этапе (от полутора до
трех лет) возникают элементы воображаемой ситуации, составляющей отличительную
особенность игры: замещение одного предмета другим.
Навыки
Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамиды,
матрешки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (куклы с атрибутами к
ним и пр.). Эти действия ребенок воспроизводит и после показа взрослого, и путем
отсроченного подражания.
Постепенно, из отдельных действий складываются «цепочки», и малыш учится
доводить предметные действия до результата: заполняет колечками всю пирамиду, подбирая их
по цвету и размеру, из строительного материала возводит по образцу забор, паровозик, башенку
и другие несложные постройки. Дети активно воспроизводят бытовые действия, доминирует
подражание взрослому. Дети начинают переносить разученное действие с одной игрушкой
(кукла) на другие (мишки, зайцы и другие мягкие игрушки); они активно ищут предмет,
необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать; мисочку, чтобы
накормить мишку).
Коммуникация и социализация
Формируется
ситуативно-деловое
общение
со
взрослым,
основными
характеристиками которого являются:
стремление привлечь внимание к своей деятельности;
поиск оценки своих успехов;
обращение за поддержкой в случае неуспеха;
отказ от «чистой» ласки, но принятие ее как поощрение своих достижений.
Принципиально важной является позиция ребенка ориентации на образец взрослого,
позиция подражания и сотрудничества, признания позитивного авторитета взрослого.
Формирования эмоциональной привязанности: индивидуализация привязанности; снижение
сепарационной тревоги. Появляются первые социальные эмоции, возникающие
преимущественно по типу заражения: сочувствие, сорадование.
На втором году жизни у детей при направленной работе взрослого формируются
навыки взаимодействия со сверстниками: появляется игра рядом; дети могут самостоятельно
играть друг с другом в разученные ранее при помощи взрослого игры («Прятки», «Догонялки»).
Однако несовершенство коммуникативных навыков ведет к непониманию и
трудностям общения. Ребенок может расплакаться и даже ударить жалеющего его. Он активно
протестует против вмешательства в свою игру. Игрушка в руках другого гораздо интереснее
для малыша, чем та, что стоит рядом. Отобрав ее у соседа, но не зная, что делать дальше, малыш
ее просто бросает.
Общение детей в течение дня возникает, как правило, в процессе предметно-игровой
деятельности и режимных моментах, а поскольку предметно-игровые действия и
7

самообслуживание только формируются, самостоятельность, заинтересованность в их
выполнении следует всячески оберегать. Детей приучают соблюдать «дисциплину расстояния»,
и они осваивают умение играть и действовать рядом, не мешая друг другу, вести себя в группе
соответствующим образом: не лезть в тарелку соседа, подвинуться на диванчике, чтобы мог
сесть еще один ребенок, не шуметь в спальне и т.д. При этом они пользуются простыми
словами: «на» («возьми»), «дай», «пусти», «не хочу» и др.
Саморегуляция
Овладение туалетным поведением. Формирование основ регуляции поведения. В речи
появляются оценочные суждения: «плохой, хороший, красивый». Ребенок овладевает умением
самостоятельно есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает навыки опрятности.
Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и
самообслуживании. С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах
жизни, с другой — он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим,
помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем
совместной игровой деятельности.
Личность
Появляются представления о себе, в том числе как представителе пола.
Разворачиваются ярко выраженные процессы идентификации с родителями. Формируются
предпосылки самосознания через осуществление эффективных предметных действий.
1.3. Планируемые результаты в раннем возрасте (к двум годам)
Познавательное развитие
Зрительное восприятие: Соотносит (сличает) игрушку и предметную картинку («дай
такой»). Сличает предметы по цвету, величине, форме.
Слуховое восприятие: Хорошо слышит, реагирует и различает звуки окружающей
действительности.
Деятельность: Использует предметы по функциональному назначению. Выполняет
соотносящие действия (с матрешкой, кубиками-вкладышами), а также процессуальные
действия.
Социальное развитие
Наблюдает за другими детьми, вовлекается в параллельную игру. Самостоятельно ест
твердую пищу. Формируются навыки опрятности. Учится контролировать физиологические
потребности. Частично одевается (натягивает шапку).
Речевое развитие
Ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией. Ему
доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта. Он способен
понять небольшой рассказ без иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи между
словами и предметами/ действиями.
Появляется словесная регуляция деятельности
Ребенок интенсивно овладевает речью. Чувственный опыт, накопленный ранее,
постепенно начинает переводиться в речевой план. Активный словарь употребляемых слов
быстро растет и к концу второго года жизни увеличивается до 300–400 слов. На смену
«облегченным» словам приходят общеупотребительные. Ребенок часто повторяет слова и
фразы за взрослыми (как осознанно, так и механически). При общении начинает использовать
простые фразы (сначала из двух, а потом из трех слов). Слова претерпевают грамматические
трансформации. Речь эмоциональна, интонационно всё более выразительна, она становится
8

средством общения, а также выполняет сопроводительную функцию в процессе
жизнедеятельности.
Физическое развитие
Общая моторика: Совершенствуется чувство равновесия. Перешагивает через
препятствия. Ходит по лестнице приставным шагом, держась за перила. Бьет ногой по мячу.
Сидит на корточках. Залезает на горку. Встает на цыпочки, делает несколько шагов на носочках.
Функции рук: Надевает кольца на стержень. Строит башню из четырех кубиков. Крутит
ручку музыкальной шкатулки. Разрывает бумагу. Откручивает и закручивает крышку флакона.
Вставляет шнур в отверстие крупной бусины.

9

2. Содержательный раздел
2.1. Игра как особое пространство детей третьего года жизни
Игра занимает центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его
самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребенка, развиваются
психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми,
первоначальные навыки кооперации.
К двум годам ребенок уже способен отображать в игре простейшие действия с
предметами, подражая действиям взрослого (кормит и укладывает спать куклу, прокатывает
машинки и др.). Ребёнок передает несложный сюжет из нескольких игровых действий. Дети
становятся способными действовать с предметами-заместителями, появляются действия и без
предмета, в которых сохраняется «рисунок» действия.
Основная черта игровой деятельности детей 3-го года жизни – стремление многократно
повторять одни и те же действия, например, кормить куклу или катать её в коляске. Постепенно
игровые ситуации насыщаются речевыми элементами, сюжетными диалогами и пояснениями.
На третьем году жизни начинают формироваться предпосылки режиссёрской игры,
деятельности в которой ребёнок «как режиссер» управляет игрушками, озвучивает их, не
принимая на себя ролей. В режиссерской игре происходит формирование игрового отношения
детей к предметам (одушевление предмета, придание ему неспецифических значений).
2.2. Задачи и содержание образования (обучения и воспитания)
по образовательным областям
Образовательная деятельность в ДОО включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО.
Социально-коммуникативное развитие
Задачи:
создавать условия для благоприятной адаптации ребенка к ДОО;
поддерживать пока еще непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к
сверстнику;
формировать элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем
предметном окружении;
создавать условия для получения опыта применения правил социального
взаимодействия.
Содержание образовательной деятельности.
Для благоприятной адаптации к ДОО педагог обеспечивает эмоциональный комфорт
детей в группе; побуждает детей к действиям с предметами и игрушками, поддерживает
потребность в доброжелательном внимании, заботе, положительных отзывах и похвалы со
стороны взрослых. Использует разнообразные телесные контакты (прикосновения), жесты,
мимику.
Педагог поощряет проявление ребенком инициативы в общении со взрослыми и
сверстниками; хвалит ребенка, вызывая радость, поддерживает активность ребенка, улучшая
10

его отношение к взрослому, усиливая доверие к нему.
Педагог включает детей в игровые ситуации, вспоминая любимые сказки, стихотворения
и др., поощряет проявление у ребенка интереса к себе, желание участвовать в совместной
деятельности, игре, развлечении.
Педагог в беседе и различных формах совместной деятельности формирует
элементарные представления ребенка о себе, своем имени, внешнем виде, половой
принадлежности (мальчик, девочка) по внешним признакам (одежда, прическа); о близких
людях; о ближайшем предметном окружении.
Педагог создает условия для получения ребенком первичного опыта социального
взаимодействия (что можно делать, чего делать нельзя; здороваться, отвечать на приветствие
взрослого, благодарить; выполнять просьбу педагога).

Познавательное развитие
Задачи:
поощрять целенаправленные моторные действия, использование наглядного
действенного способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по
образцу или словесному указанию;
формировать стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать
обозначающие их слова;
формировать умения ориентироваться в ближайшем окружении;
развивать познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению,
природным объектам;
развивать умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения,
отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы,
поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
Содержание образовательной деятельности.
Сенсорные эталоны и познавательные действия. Педагог концентрирует внимание
детей на новых объектах, поддерживает интерес к знакомым предметам, поощряет
самостоятельные действия ребенка, одобряет их словом, интонацией, развивает стремление к
общению со взрослым в ходе выполнения обследовательских и поисковых действий с
предметами; создает условия для многократного повторения освоенных действий, вносит новые
элементы в игры- манипуляции. Демонстрирует разнообразные действия со сборноразборными игрушками, дидактическими пособиями, показывает их постепенное усложнение,
добиваясь самостоятельного применения детьми усвоенных действий с игрушками и
разнообразным материалом для активизации представлений о сенсорных эталонах.
Поддерживает владение предметом, как средством достижения цели для начала развития
предметно-орудийных действий.
Педагог развивает умение группировать однородные предметы по одному из трех
признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию (большой, маленький,
такой, не такой), используя опредмеченные слова-названия, например, предэталоны формы:
«кирпичик», «крыша», «огурчик», «яичко» и т.п. Развивает умение пользоваться приемом
наложения и приложения одного предмета к другому для определения их равенства или
неравенства по величине и тождественности по цвету, форме.
Педагог развивает способности детей обобщать, узнавать и стремиться называть
предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы); развивает
11

их наблюдательность, способность замечать связи и различия между предметами и действиями
с ними.
Окружающий мир. Педагог формирует у детей элементарные представления: о самом
себе ‒ о своем имени; о внешнем виде (показать ручки, носик, глазик); о своих действиях (моет
руки, ест, играет, одевается, купается и т.п.); о желаниях (гулять, играть, есть и т.п.); о близких
людях (мама, папа, бабушка, дедушка и др.); о пище (хлеб, молоко, яблоко, морковка и т.п.); о
блюдах (суп, каша, кисель и т. п.); о ближайшем предметном окружении ‒ игрушках, их
названиях, предметах быта, мебели, спальных принадлежностях, посуде); о личных вещах; о
некоторых конкретных, близких ребенку, ситуациях общественной жизни.
Природа. Педагог развивает способности детей узнавать, называть и показывать на
картинке и в естественной среде отдельных представителей диких и домашних животных,
растения ближайшего окружения, объекты неживой природы, замечать природные явления
(солнце, дождь, снег и др.), их изображения, выделять наиболее яркие отличительные признаки
объектов живой природы, побуждает их рассматривать, положительно реагировать.
Речевое развитие
Задачи:
Развитие понимания речи. Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы,
некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимать речь взрослого и
выполнять его просьбы; выполнять несложные поручения.
Развитие активной речи. Побуждать детей использовать накопленный запас слов по
подражанию и самостоятельно, упражнять в замене звукоподражательных слов
общеупотребительными. Способствовать развитию диалогической речи, воспроизводить за
взрослым отдельные слова и короткие фразы. Побуждать детей употреблять несложные для
произношения слова и простые предложения.
Развивать умение слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с
наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки- игрушки, книжки-картинки).
Развивать у детей умение эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек,
песенок, потешек, сказок.
Поддерживать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе
чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений.
Формировать умение показывать и называть предметы, объекты, изображенные в
книжках-картинках; показывая, называть совершаемые персонажами действия.
Воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических
произведений.
Побуждать договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребенку песенок и
стихов.
Содержание образовательной деятельности.
Развитие понимания речи. Педагог закрепляет умение детей понимать слова,
обозначающие предметы в поле зрения ребенка (мебель, одежда), действия и признаки
предметов, размер, цвет, местоположение предметов; совершенствует умения детей понимать
слова, обозначающие предметы, находить предметы по слову педагога, выполнять несложные
поручения, включающие 2 действия (найди и принеси), отвечать на вопросы о названии
предметов одежды, посуды, овощей и фруктов и действиях с ними.
Развитие активной речи. Педагог закрепляет умение детей называть окружающих его
людей, употреблять местоимения, называть предметы в комнате и вне ее, отдельные действия
12

взрослых, свойства предметов (маленький, большой); выражать словами свои просьбы,
желания.
Педагог активизирует речь детей, побуждает ее использовать как средство общения с
окружающими, формирует умение включаться в диалог с помощью доступных средств
(вокализаций, движений, мимики, жестов, слов); активизирует речевые реакции детей путем
разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа картин, отражающих
понятные детям ситуации, формирует у детей умение осуществлять самостоятельные
предметные и игровые действия, подсказывать, как можно обозначить их словом, как развить
несложный сюжет, иллюстрируя предметную деятельность, развивает речевую активность
ребенка в процессе отобразительной игры.
В процессе наблюдений детей за живыми объектами и движущимся транспортом педагог
в любом контакте с ребенком поддерживает речевую активность, дает развернутое речевое
описание происходящего, того, что ребенок пока может выразить лишь в однословном
высказывании.
Во время игр-занятий по рассматриванию предметов, игрушек педагог закрепляет у
детей умение обозначать словом объекты и действия, выполнять одноименные действия
разными игрушками.
Художественно-эстетическое развитие
Задачи:
развивать у детей способность слушать художественный текст и активно (эмоционально)
реагировать на его содержание;
обеспечивать возможности наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого,
вызывать к ним интерес;
поощрять у детей желание рисовать красками, карандашами, фломастерами,
предоставляя возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками,
линиями;
развивать у детей умение прислушиваться к словам песен и воспроизводить
звукоподражания и простейшие интонации;
развивать у детей умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения,
соответствующие словам песни и характеру музыки.
Содержание образовательной деятельности.
Педагог приобщает детей к восприятию веселой и спокойной музыки. Формирует
умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан,
флейта или дудочка). Педагог содействует пониманию детьми содержания понравившейся
песенки, помогает подпевать (как могут, умеют). Формирует у детей умение заканчивать петь
вместе с взрослым. Педагог развивает у детей умение ходить под музыку, выполнять
простейшие плясовые движения (пружинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу,
прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками
‒ «фонарики»). В процессе игровых действий педагог развивает у детей интерес и желание
передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка).
Педагог формирует у детей эмоциональное восприятие знакомого музыкального
произведения, желание дослушать его до конца. Формирует у детей умение различать
тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта),
показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.
Педагог поощряет самостоятельную активность у детей (звукоподражание, подпевание
13

слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжает развивать умение у детей двигаться под
музыку в соответствии с ее характером, выполнять движения самостоятельно. Педагог
развивает умение у детей вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания
изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Формирует у детей
умение чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет,
зайка прыгает, птичка клюет).
Педагог поощряет экспериментирование детей с красками, пластилином. Педагог
формирует у детей умение рисовать на больших цветных листах бумаги, обращая внимание на
красоту цветовых пятен. Процесс рисования, лепки носит характер совместных действий.
Физическое развитие
Задачи:
создавать условия для последовательного становления первых основных движений
(бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком;
создавать условия для развития равновесия и ориентировки в пространстве;
поддерживать желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом; привлекать к
участию в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, побуждать к
самостоятельным действиям;
укреплять здоровье ребенка средствами физического воспитания, способствовать
усвоению культурно-гигиенических навыков для приобщения к здоровому образу жизни.
Содержание образовательной деятельности.
Педагог активизирует двигательную деятельность детей, создает условия для обучения
основным движениям (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба), развития координации
при выполнении упражнений; побуждает к самостоятельному выполнению движений;
обеспечивает страховку для сохранения равновесия; поощряет и поддерживает, создаёт
эмоционально-положительный настрой, способствует формированию первых культурногигиенических навыков.
Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие упражнения).
В процессе физического воспитания педагог обеспечивает условия для развития
основных движений и выполнения общеразвивающих упражнений.
Основные движения.
Бросание и катание. Бросание мяча (диаметр 6–8 см) вниз, вдаль; катание мяча
(диаметр 20–25 см) вперед из исходного положения сидя и стоя.
Ползание, лазанье. Ползание по прямой на расстояние до 2 метров; подлезание под
веревку, натянутую на высоте – 50 см; пролезание в обруч (диаметр 50 см), перелезание через
бревно (диаметр 15–20 см); лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1–1,5 метра).
Ходьба. Ходьба за педагогом стайкой в прямом направлении.
Упражнение в равновесии. Ходьба по дорожке (шириной 25-20-15 см), по ребристой
доске; вверх и вниз по наклонной доске, приподнятой на 10-15-20 см (ширина доски 25–30 см,
длина 1,5-2 м) с поддержкой; подъем на ступеньки и спуск с них, держась за опору;
перешагивание через веревку, положенную на пол, палку или кубик высотой 5-15-18 см со
страховкой.
Общеразвивающие упражнения. Педагог помогает детям выполнять упражнения из
исходного положения стоя, сидя, лежа с использованием предметов (погремушки, кубики,
платочки и др.) и без них. В комплекс включаются упражнения: поднимание рук вперед и
опускание, повороты корпуса вправо и влево из положения сидя, наклоны вперед (положить
14

кубик и поднять его, перегибаясь через веревку, натянутую на высоте 40–45 см), сгибание и
разгибание ног, приседание с поддержкой педагога или у опоры.
Подвижные игры и игровые упражнения. Педагог организует и проводит игрызабавы, игровые упражнения, подвижные игры, побуждая детей к активному участию и вызывая
положительные эмоции. Детям предлагаются разнообразные игровые упражнения для
закрепления двигательных навыков.
Формирование основ здорового образа жизни. Педагог помогает осваивать
элементарные культурно-гигиенические действия при приеме пищи, уходе за собой (при
помощи педагога мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться салфеткой, есть
ложкой, пользоваться личным полотенцем и др.).

15

2.3. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Образовательная деятельность в работе с детьми раннего возраста может
планироваться на основе Рабочей программы воспитания, инициативы детей, педагогических
задач, которые ставит воспитатель, а также календарных праздников.
Формы, способы, методы и средства реализации программы педагог определяет
самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и
индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и
интересов. Согласно ФГОС ДО педагог может использовать следующие формы работы в
соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей:
предметная деятельность (орудийно-предметные действия – ест ложкой, пьет из
кружки и др.);
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.);
ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально-практическое со сверстниками под
руководством взрослого;
двигательная деятельность (основные движения, общеразвивающие упражнения,
простые подвижные игры);
игровая деятельность (отобразительная и сюжетно-отобразительная игра, игры с
дидактическими игрушками);
речевая (понимание речи взрослого, слушание и понимание стихов, активная речь);
изобразительная деятельность (рисование, лепка) и конструирование из мелкого и
крупного строительного материала;
самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает игрушки, подметает
веником, поливает цветы из лейки и др.);
музыкальная деятельность (слушание музыки и исполнительство, музыкально-ритмические движения).
2.4.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и
детей, самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных
задач, желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или
несколько вариантов совместной деятельности:
совместная деятельность педагога с ребенком, где, взаимодействуя с ребенком, он
выполняет функции педагога: обучает ребенка чему-то новому;
совместная деятельность ребенка с педагогом, при которой ребенок и педагог ‒
равноправные партнеры;
совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах ее выполнения (от планирования до завершения)
направляет совместную деятельность группы детей;
самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога: предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками,
музыкальная,
изобразительная деятельность
по выбору детей,
познавательноисследовательская деятельность (опыты, эксперименты и др.), самообслуживание и действия с
бытовыми предметами-орудиями.
Образовательная деятельность в режимных процессах имеет специфику и предполагает
использование особых форм работы.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, может
16

включать:
развивающее общение педагога с детьми;
игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами;
беседы с детьми по их интересам;
рассматривание картин, иллюстраций;
практические, проблемные ситуации, упражнения (по освоению культурногигиенических навыков и культуры здоровья, правил и норм поведения и др.);
наблюдения за объектами и явлениями природы, трудом взрослых;
элементарные культурно-гигиенические навыки;
простейшие навыки самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и
др.);
индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных
областей;
продуктивную деятельность детей по интересам детей (рисование, конструирование,
лепка);
оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия,
двигательную деятельность (подвижные игры, гимнастика и др.).
В режиме дня предусмотрено время для проведения занятий.
Занятие – это:
дело, занимательное и интересное детям, развивающее их;
деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных
областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогам самостоятельно.
В отечественной педагогической науке занятие является формой организации обучения,
наряду с экскурсиями, дидактическими играми, играми-путешествиями и др.
Занятие может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий,
проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций и др.
Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная
образовательная нагрузка для детей дошкольного возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
Продолжительность занятия в группе раннего возраста не превышает 10 минут.
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки – не более 20 минут.
Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует
форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически
обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно.
Образовательная деятельность во время прогулки, включает:
- наблюдения за объектами и явлениями природы;
- подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима
двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- игровая и конструктивная деятельность (с песком, со снегом, с природным
материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО;
- свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
- проведение спортивных праздников (при необходимости).
17

Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня, может
включать:
- элементарную трудовую деятельность детей;
- игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами;
- опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и
др.;
- чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов
чтения, рассматривание иллюстраций и др.;
- слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения,
музыкальные игры;
- индивидуальную работу по всем видам деятельности и образовательным областям;
- работу с родителями (законными представителями).
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Ценность
культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми
самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности,
обеспечивают их продуктивность.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательноисследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Культурные практики предоставляют ребенку возможность проявить свою субъектность с
разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских
инициатив:
в игровой практике ребенок проявляет себя как творческий субъект (творческая
инициатива);
в продуктивной ‒ созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
в познавательно-исследовательской практике ‒ как субъект исследования
(познавательная инициатива);
коммуникативной практике ‒ как партнер по взаимодействию и собеседник
(коммуникативная инициатива);
чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других
культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно-исследовательской,
продуктивной деятельности).
Тематику культурных практик педагогу помогают определить детские вопросы, интерес
к явлениям окружающей действительности или предметам, значимые события, неожиданные
явления, художественная литература и др.
В процессе культурных практик педагог создает атмосферу свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация
культурных практик предполагает подгрупповой способ объединения детей.
2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную
деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Ребенок может
исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать,
ориентируясь на собственные интересы. Это, в свою очередь, развивает уверенность в себе,
чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
18

Наиболее благоприятные отрезкаи времени для организации свободной
самостоятельной деятельности - утро, когда ребенок приходит в ДОО, и вторая половина дня.
Любая деятельность ребенка может протекать в форме самостоятельной инициативной
деятельности, например:
самостоятельная исследовательская деятельность и экспериментирование;
свободные игры;
речевые и словесные игры;
логические и сенсорные игры;
самостоятельная деятельность в книжном уголке;
самостоятельная изобразительная деятельность, конструирование;
самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры, выполнение ритмических
и танцевальных движений.
Для поддержки детской инициативы педагогу нужно учитывать следующие условия:
поддерживать развитие детского интереса к окружающему миру;
поощрять желание ребенка получать новые знания и умения, отвечать на познавательные
вопросы;
организовывать ситуации, которые активизируют личный опыт ребенка, побуждают
детей к применению знаний, умений при выборе способов деятельности;
расширять и усложнять в соответствии с возможностями и особенностями развития
детей область задач, которые ребенок способен и желает решить самостоятельно, уделять
внимание таким задачам, которые способствуют активизации у ребенка творчества,
сообразительности, поиска новых подходов;
поощрять проявление детской инициативы в течение всего дня используя приемы
поддержки, одобрения, похвалы;
создавать условия для развития произвольности в деятельности, использовать игры и
упражнения, направленные на тренировку волевых усилий, поддержку готовности и желания
трудности, доводить деятельность до результата;
подсказывать ребенку, проявляющему небрежность и равнодушие к результату, как
можно довести дело до конца, какие приемы можно использовать, чтобы проверить качество
своего результата;
поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных
действий;
внимательно наблюдать за процессом самостоятельной деятельности детей, в случае
необходимости оказывать детям помощь, но стремиться к ее дозированию.
Если ребенок испытывает сложности при решении уже знакомой ему задачи, когда
изменилась обстановка или иные условия деятельности, то целесообразно и достаточно
использовать приемы наводящих вопросов, активизировать собственную активность и
смекалку ребенка, намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном
случае.
Для поддержки детской инициативы педагогу рекомендуются использовать ряд
способов и приемов:
Не следует сразу помогать ребенку, если он испытывает затруднения, важно побуждать
его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае
необходимости оказания помощи ребенку, педагог сначала стремится к ее минимизации: лучше
19

дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка опыт.
У ребенка всегда должна быть возможность самостоятельного решения поставленных
задач. При этом педагог помогает детям искать разные варианты решения одной задачи,
поощряет активность детей в поиске, принимает любые предположения детей, связанные с
решением задачи, поддерживает инициативу и творческие решения.
Педагог уделяет особое внимание обогащению РППС, обеспечивающей поддержку
инициативности ребенка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к
проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть новые игры и материалы, детали
незнакомых устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи,
посылки письма-схемы, новые таинственные книги, неструктурированный материал и пр.

20

2.6. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
СЕНТЯБРЬ
Образовательные
области
Социальнокоммуникативное
развитие

Познавательное
развитие
Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

Задачи

Формы работы

Формировать начальную орудийную деятельность,
обеспечивая развитие ручной умелости, мелкой моторики,
совершенствование зрительно-двигательной координации

Действия с бытовыми предметами-орудиями

Содействовать развитию исследовательской деятельности
в рамках реализации предметно-манипулятивной игры
Создания условий и побуждение ребёнка, с
использованием невербальных и вербальных (речевые и
языковые) способов общения со взрослыми и
сверстниками
Знакомить с разнообразными изобразительными и
конструктивными материалами, создавать условия для их
самостоятельного исследования (краски, мелки,
фломастеры, пластилин, бумага различной фактуры,
кисти, штампы и т. п.)
Поддерживать потребность в самостоятельной
двигательной активности и обогащать двигательный опыт
детей
ОКТЯБРЬ
Содействовать развитию детской игры через передачу
ребёнку опыта воспроизведения игрового действия,
используя для этого разнообразные предметызаместители.
Побуждать детей к разнообразным действиям с
предметами, направленным на ознакомление с их

Предметная деятельность
Совместные игры со взрослыми

Рисование, лепка

Подвижные игры

Беседа
Совместная с воспитателем игра
Игры с составными и динамическими игрушками
21

Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие

качествами и свойствами (вкладывание и изымание,
разбирание на части, открывание и закрывание )
Побуждать называть реальные предметы, объекты, Беседа
явления, окружающие ребёнка; их изображения на Совместные со взрослым игры
иллюстрациях;
Знакомить с разнообразными изобразительными и
конструктивными материалами, создавать условия для их
самостоятельного исследования (краски, мелки,
фломастеры, пластилин, бумага различной фактуры,
кисти, штампы и т. п.)
Обогащать опыт детей подвижными играми, движением
под музыку
НОЯБРЬ
Способствовать становлению целенаправленности
деятельности ребёнка через знакомство с доступными его
пониманию видами деятельности
Активизировать практический опыт детей через
проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов
Формировать умение обозначать словами свои и чужие
действия; соотносить словесное обозначение действия с
собственными движениями и действиями с предметами и
игрушками; понимать действия, изображённые на картинке
(кто что делает? — мальчик прыгает, девочка спит, птичка
летает);

Рисование и лепка

Подвижные игры
Совместные со взрослым игры
Проблемная ситуация
Ситуация общения со взрослым

Создавать условия для выразительного свободного Изобразительная и продуктивная деятельность
движения детей под разную по характеру музыку
Создавать условия для закаливания организма детей:
одевать по погоде, использовать спортивную форму и

Утренняя гимнастика, игровые упражнения
22

Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие

Физическое
развитие

обувь для проведения физкультурных занятий,
облегчённую одежду в помещении детского сада при
соблюдении температурного режима
ДЕКАБРЬ
Предотвращать негативное поведение

Беседа

Активизировать практический опыт детей через
Проблемная ситуация
проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов
Развивать умение характеризовать посредством слова Обсуждение, рассказ
состояния и настроение реальных людей и литературных
персонажей (болеет, плачет, смеётся).
Дать представление о разных способах звукоизвлечения:
Музыкально-ритмические движения
- знакомить с озвученными игрушками и
простейшими
шумовыми
музыкальными
инструментами;
- предоставлять возможности действовать с этими
игрушками и инструментами (нажимать на
клавиши, дёргать струны, дуть в свистки,
ударять по барабану ладошкой или специальной
палочкой),
извлекать
различные
звуки,
развивать представления о способах получения
разных звуковых эффектов;
- изготавливать вместе с детьми звучащие
игрушки — «шумелки» и «гремелки» из
подручных средств
Привлекать внимание к ходьбе, прыжкам, подлезанию и
Игровые упражнения
подпрыгиванию.
ЯНВАРЬ
23

Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие

Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие

Формировать представления о нежелательных и
Совместная со взрослым игра
недопустимых формах поведения. Добиваться различения
детьми запрещённого и нежелательного поведения
(«нельзя» и «не надо»)
Соотносить реальные предметы, окружающие ребёнка,
Проблемная ситуация, развивающая игра
явления с их изображениями на иллюстрациях, с
игрушечными аналогами
Расширять словарь, обозначающий целое и отдельные Дидактическая игра
части предметов и объектов (у мышки — голова, ушки,
носик, усы, спинка, лапки, хвостик; у кастрюли — ручки,
крышка, дно)
Продолжать создавать условия для свободного выражения
эмоций в зависимости от характера музыки

Прослушивание музыки, музыкально-ритмические движения

Продолжать учить подлезанию, подпрыгиванию,
перешагиванию.
ФЕВРАЛЬ
Формировать отношение к окружающему миру,
поддерживая познавательный интерес к окружающей
действительности
Расширять и обогащать представления детей о предметах
непосредственного окружения (различать некоторые
признаки (например, мягкий, белый, звонкий), действия
(например, бегает, прыгает), состояния (болеет, плачет,
смеётся) и др.)
Продолжать развивать умение характеризовать состояние
людей (веселый, грустный).
Обогащать опыт слухового восприятия музыки, звучания
различных инструментов, звуков природы, голосов птиц и
животных
Продолжать учить отличать предметы – мячи различного
размера и цвета

Игровые упражнения
Трудовая деятельность
Развивающая игра

Ситуация общения со взрослым, обсуждение
Слушание музыки
Проблемная ситуация
24

Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

Речевое развитие

МАРТ
Формировать представления о нежелательных и
недопустимых формах поведения. Добиваться различения
детьми запрещённого и нежелательного поведения
(«нельзя» и «не надо»)
Расширять и обогащать представления детей о предметах
непосредственного окружения (различать некоторые
признаки (например, мягкий, белый, звонкий), действия
(например, бегает, прыгает), состояния (болеет, плачет,
смеётся) и др.)
Побуждать проговаривать вслед за воспитателем, а затем
самостоятельно звукоподражания животным (ко-ко, муму, мяу-мяу) и предметам (поезд: у-у-у);
развивать фонематический слух. Различать на слух дватри слова и находить соответствующие картинки
(предметы).

Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие

Обогащать опыт слухового восприятия музыки, звучания
различных инструментов, звуков природы, голосов птиц и
животных
Продолжать побуждать выполнять упражнения на разные
группы мышц

Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие

АПРЕЛЬ
Формировать отношение к окружающему миру,
поддерживая познавательный интерес к окружающей
действительности
Активизировать практический опыт детей через
проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов

Беседа, игра

Развивающая игра, проблемная ситуация

Дидактическая игра

Слушание музыки
Игровые упражнения

Совместная с детьми и воспитателем игра
Предметная деятельность, совместная со взрослым игра

25

Речевое развитие

Продолжать побуждать называть реальные предметы, Предметная и игровая деятельность, ситуация общения со
объекты, явления, окружающие ребёнка; и изображения на взрослыми
иллюстрациях;

Художественноэстетическое
развитие

Пробуждать эмоциональную отзывчивость к эстетической
стороне окружающей действительности, создавая
благоприятные условия для восприятия и созерцания,
обращать внимание детей на красоту природы, живописи,
предметов декоративно-прикладного искусства, книжных
иллюстраций, музыки
Продолжать поддерживать потребность в
самостоятельной двигательной активности и обогащать
двигательный опыт
МАЙ
Соотносить реальные предметы, окружающие ребёнка,
явления с их изображениями на иллюстрациях, с
игрушечными аналогами
Обогащать представление детей через манипулирование и
экспериментирование (с предметами рукотворного мира и
неживой природы), наблюдение за объектами и явлениями
природы
Побуждать проговаривать по иллюстрации за взрослым
Продолжать обогащать опыт слухового восприятия
музыки, звучания различных инструментов, звуков
природы, голосов птиц и животных
Продолжать обогащать опыт детей подвижными играми,
движением под музыку

Физическое
развитие
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие

Рассматривание эстетически привлекательных предметов

Игровые упражнения

Совместная с воспитателем игра
Предметная деятельность

Ситуация общения со взрослыми
Слушание музыки
Подвижные игры

26

СЕНТЯБРЬ
ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ

2.7. ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ НА 2024– 2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
Групповые и/или индивидуальные
Вовлечение родителей
Исполнтели/Соисполнители
формы взаимодействия с
в образовательную деятельность
родителями
Индивидуальные формы
Анкетирование «Давайте познакомимся».
воспитатели
Организационное родительское собрание.
Групповые
Индивидуальные беседы с родителями:
воспитатели
«Одежда детей в группе и на улице»;
«Живем по режиму дня и в выходные дни».
Индивидуальные беседы на волнующие
родителей темы
Групповые
Создание плаката ко дню мамы совместно с воспитатели
родителями
Групповые
Подготовка к новогоднему утреннику.
воспитатели
Выставка семейного творчества «Новогодние
поделки».

ЯНВАРЬ

Групповые

ФЕВРАЛЬ

Групповые

МАРТ

Групповые

АПРЕЛЬ

Групповые

МАЙ

Групповые

Индивидуальные беседы с родителями «Как
одеть ребенка зимой»;
«Способы повышения защитных свойств
детского организма». Брошюра для родителей
«Фольклор для маленьких»
Мастер–класс с родителями «Масленица к нам
пришла»
Мастер-класс с родителями «Открытка для
мамочки»
Выставка семейного творчества «Пасхальная
корзинка»
Выставка поделок «Цветочные фантазии»

воспитатели

воспитатели и родители
Воспитатели и родители
Воспитатели и родители
Воспитатели и родители

27

2.8. Календарный план воспитательной работы
Январь
27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией
крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцема) – День памяти жертв Холокоста
(рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или
ситуативно).
Февраль
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель
12 апреля: День авиации и космонавтики;
Май
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август
10 августа (вторая суббота августа): День физкультурника;
22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Сентябрь
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
28

Октябрь
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
октября: День защиты животных;
4 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов (рекомендуется
включать в план воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.
Календарные события в 2024-2025 учебном году
9 сентября
19 сентября
21 сентября
1 октября
3 октября
9 октября
11 октября
22 октября
28 октября
30 октября
10 ноября
12 ноября
13 ноября
18 ноября
22 ноября
27 ноября
30 ноября
1 декабря
4 декабря
10 декабря
15 декабря
27 декабря

День изобретения новых привычек
День рождения «Смайлика».
Международный пиратский день
День поиска сказок
Международный день улыбки
Всемирный день животных
Всемирный день почты
Международный день девочек
Всемирный день белых журавлей
Международный день анимации
Международный день карих глаз
Всемирный день науки
Синичкин день
Всемирный день доброты
День рождения Деда Мороза
День сыновей
День черной кошки
Всемирный день домашних животных
Всероссийский день хоккея
Международный день объятий
Всемирный день футбола
Международный день чая
День спасателя РФ
29

1 января
13 января
25 января
29 января
10 февраля
14 февраля
19 февраля
1 марта
5 марта
11-17 марта
18 марта
20 марта
21 марта
22 марта
30 марта
1 апреля
2 апреля
5 апреля
7 апреля
19 апреля
25 апреля
3 мая
5 мая
18 мая
20 мая
27 мая
6 июня
8 июня
9 июня
15 июня
16 июня
23 июня
29 июня
1 июля
2 июля
6 июля
10 июля
11 июля
14 июля
16 июля

Новый год
День российской печати
Татьянин день. День студента
День изобретения автомобиля
День памяти А. С. Пушкина
День Святого Валентина
Всемирный день дарения книг
Всемирный день китов. День защиты морских млекопитающих
День кошек в России
Международный день детского телевидения и радиовещания
Масленичная неделя
Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос
Международный день счастья
Международный день лесов
Всемирный день воды.
День Балтийского моря
День защиты Земли
День смеха
Международный день детской книги
Всемирный день супа
Всемирный день здоровья
День подснежника
День дочери
Всемирный день Солнца
Пасха
Международный день музеев
Всемирный день пчел и пчеловода
День рождения Санкт-Петербурга
Пушкинский день России
Всемирный день океанов
Международный день друзей
Всемирный день ветра
День медицинского работника
Международный день балалайки
День поиска кладов и секретов.
День фотоаппарата
День изобретения солнцезащитных очков
Всемирный день НЛО
День сплетения венков
День пикника с плюшевым мишкой
Всемирный день шоколада
День российской почты.
День придумывания 27 слов на букву О
День рисования на асфальте
30

20 июля
21 июля
22 июля
24 июля
26 июля
28 июля
31 июля
4 августа
5 августа
7 августа
8 августа
11 августа
15 августа
20 августа
26 августа
27 августа

Международный день шахмат
Международный День Торта
День турнира по перетягиванию каната
День находок
День флориста
День загадывания загадок
День загадывания желаний
День вспоминания любимых книжек
День печенья с шоколадной крошкой
Международный день светофора
День собирания звёзд.
День маяка
День рождения холодильника
День строителя
День археолога
День рождения Чебурашки
День устраивания секретиков
День ленточек и бубенчиков

31

Тематическое планирование образовательной деятельности
№
п/п
1.

Тема недели
«А у нас новоселье!» Адаптация

Сроки
проведения
02-06.09

3.

«Детский сад чудесный дом! Хорошо 09-13.09
живется в нем!»
«Любимые игрушки»
16.-20.09

4.

«Домашние животные и птицы»

23-27.09

5.

«Край родной. Мой дом»

30-04.10

6.

«Осень золотая в гости к нам пришла»

07-11.10

7.

«Подарки осени. Огород. Овощи»

14-18.10

8.

«Подарки осени. Сад. Фрукты»

21-25.10

9.

28-01.11

10.

«Бабушкино подворье»
(домашние животные и птицы)
«Наш город. Наш край. Наша страна»

11.

«Я в мире человек»

11-15.11

12.

«Очень, очень я люблю, маму милую свою» 18-22.11

13.

«Мой дом. Посуда»

25-29.11

14.

«Здравствуй, зимушка-зима!»

02-06.12

15.
16.

«На деревья, на лужок тихо падает снежок 09-13.12
(одежда, обувь и др.)»
«Мой дом (мебель)»
16-20.12

17.

«Новогодние хлопоты»

23-27.12

18.

«Зимние забавы»

08-10.12

19.

«Звери и птицы зимой»

13-17.01

20.

«Домашние животные и птицы»

20-24.01

21.

«Какой бывает транспорт»

27-31.01

22.

«Безопасность. Электроприборы»

03-07.02

2.

Примечания

04-08.11

32

10-14.02

24.

«Неделя доброты»
Волшебные слова (культура общения)
«Папин день»

25.

«В гости к нам пришли матрешки»

24-28.02

26.

«Вот какая мама, золотая прямо»

03-07.03

27.

«Волшебница вода»

10-14.03

28.

«Тает снежок, ожил лужок»

17-21.03

29.
30.

«Наши сказки хороши, любят слушать 24-28.03
малыши!»
«Международный день птиц»
31-04.04

31.

«Растём здоровыми»

07-11.04

32.

«Дождик, дождик веселей…»

14-18.04

33.

«Насекомые»

21-25.04

34.

«Профессии»

28-05.04

35.

«День Победы»

05-09.05

36.

«Начинается семья с мамы, папы и меня!»

12-16.05

37.

«Транспорт. Безопасность на дороге»

19-23.05

38.

«Солнечное детство»

26-30.05

23.

17-21.02

33

3. Организационный раздел
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Для организации совместной с педагогом и самостоятельной̆ деятельности в группе
создаются центры активности: Центр чтения, Центр математики, Центр строительства, Центр
игры, Центр искусства, Центр спорта, Открытая площадка. Названия центров и их количество
могут меняться.
Центры активности наполняются в соответствии с деятельностью, для которой они
предназначены и в соответствии с изучаемой темой.
Деятельность детей в центрах активности в группе раннего возраста организуется
постепенно, исходя из индивидуальной ситуации в группе.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
Центр
активности
Центр чтения и
письма

Центр
математики

Центр науки

Наполнение на начало года

Наполнение в течение года

Конструктор «Курочка Ряба»
Конструктор «Три поросенка»

Пирамидка занимательная 10
элементов
Кубики «Домашние животные.
Малыши»
Кубики «Овощи».
Кубики «Мишка на палочке»
Кубики «Лисенок на палочке»
Вкладыши «Бабочки»
Конструктор
с
цветными
прозрачными вставками
Игрушка-неваляшка

Центр
строительства

Конструктор «Фигуры» 42 детали
Конструктор «Поезд»
Каталка с конструктором в коробке
Конструктор «Юниор» 33 детали
Формочки «Фрукты»

Центр игры

Автомобиль «Би-би-Знайка» Тима
Автомобиль «Джип»
34

Центр искусства

Центр спорта

Кукла «Мимимишки»
Коляска для кукол Полесье
Конструктор музыкальный
блоков)

(12

Каталка с ручкой «Шарик» (зеленокрасный)
Сенсорные мячики

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
Традиции
Сентябрь. Выставка работ «Осень в гости к нам пришла» (Участвуют все возрастные
группы: родители, дети, педагоги. Выполняют работы из овощей, фруктов, природного
материала).
Октябрь. День здоровья. В этот день совместно с деловыми партнерами организуются
туристические слеты, пешие прогулки.
Ноябрь. Выставка рисунков ко дню матери. Участвуют все возрастные группы: дети,
педагоги. Рисунки, по теме вывешивают в приемной.
Декабрь. Выставка поделок, рисунков «В Новый год за сказкой» Участвуют все
возрастные группы: родители, дети, педагоги. Выполняют оригинальные творческие работы в
различных техниках.
Март. Поздравляем наших мам. Концерт. Совместно педагоги и музыкальный
руководитель.
Апрель. Семейный фестиваль, посвященный 125-летию Ю.А. Васнецова.
Май. Праздник, посвященный Дню Победы. Организуется экскурсия к мемориалу
Славы. Дети вместе с родителями рассказывают о своих солдатах.
Дворовые игры. В течение года. Дети разных возрастных групп. Совместно с
инструкторами по физическому развитию.
Народные праздники, традиции (крещение, колядки, масленица и т.п. по выбору) в
течение года совместно со специалистами организуется познавательно-развлекательное
мероприятие, посвященное народным традициям.

35

РЕЖИМ И РАСПОРЯДОК ДНЯ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Требования и показатели режима дня и организации образовательного процесса
для детей 1,5 – 3 лет

Показатель
Начало занятий не ранее

Норматив
8.00

Окончание занятий, не позднее
Продолжительность занятия для детей дошкольного возраста,
не более
Продолжительность дневной суммарной образовательной нагрузки
для детей дошкольного возраста, не более
Продолжительность перерывов между занятиями, не менее

17.00
10 минут
20 минут
10 минут

Перерыв во время занятий
для гимнастики, не менее

2-х минут

Продолжительность ночного сна

12 часов

не менее
Продолжительность дневного сна,
не менее

3 часа

Продолжительность прогулок, не менее
Суммарный объем двигательной активности, не менее

3 часа в день

Утренний подъем, не ранее

7 ч 00 минут

Утренняя зарядка, продолжительность, не менее

1 часа в день

10 минут

36

РЕЖИМ ДНЯ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 4 «ОБЛАЧКО»
ОБЩЕРАЗВИВАЮШЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ХОЛОДНЫЙ ПЕРИОД ГОДА на
2024-2025 учебный год
Режимные моменты

Временной
интервал

Приём детей, осмотр, взаимодействие с родителями, индивидуальная

7.00 – 8.10

работа с детьми
Утренняя гимнастика

8.10 – 8.20

Подготовка к завтраку, КГН, завтрак

8.20 – 8.40

Активное бодрствование детей (игры, предметная деятельность)

8.40 – 8.50

Занятия в игровой форме (совместная деятельность и деятельность в

8.50 – 9.40

центрах активности (вторая половина года), предметная деятельность,
индивидуальная работа с детьми)
Совместная и самостоятельная деятельность в центрах активности (вторая

9.50 – 11.30

половина года), чтение художественной литературы, индивидуальная
работа с детьми, предметная деятельность, игры (при неблагоприятных
погодных условиях)
Подготовка ко второму завтраку, КГН, второй завтрак

9.40 – 9.50

Подготовка к прогулке, КГН, прогулка

9.50 – 11.10

Возвращение с прогулки

11.10 – 11.30

Подготовка к обеду, КГН, обед

11.30 – 11.50

Подготовка ко сну, КГН, сон

11.50 – 15.10

Постепенный подъём, КГН, оздоровительные гигиенические процедуры

15.10 – 15.30

Подготовка к полднику, КГН, полдник

15.30 – 15.50

Активное

бодрствование

детей

(совместная

и

самостоятельная 15.50 – 16.30

деятельность, игры, предметная деятельность, индивидуальная работа)
Подготовка к прогулке, КГН, прогулка

16.30 – 18.30

Возвращение с прогулки, спокойные игры, уход детей домой

18.30 – 19.00

37

РАСПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА № 4 «ОБЛАЧКО»
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ на 2024-2025 учебный год

Понедельник Окружающий мир/мир природы

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

9.00 – 9.10

Лепка

9.20 – 9.30

Физическое развитие

9.10 – 9.20

Развитие речи

9.30 – 9.40

Музыкальное развитие

8.50 – 9.00

Сенсорное развитие

9.20 – 9.30

Физическое развитие

9.10 – 9.20

Продуктивная деятельность/Конструирование

9.30 – 9.40

Музыкальное развитие

8.50 – 9.00

Рисование

9.20 – 9.30

38

Перечень литературных произведений
(рекомендованный Федеральной образовательной программой дошкольного образования)
Малые формы фольклора. «Как у нашего кота…», «Киска, киска, киска, брысь!..»,
«Курочка», «Наши уточки с утра…», «Еду-еду к бабе, к деду…», «Большие ноги…», «Пальчикмальчик…», «Петушок, петушок…», «Пошел кот под мосток…», «Радуга-дуга…».
Русские народные сказки. «Козлятки и волк» (обработка К.Д. Ушинского), «Колобок»
(обработка К.Д. Ушинского), «Золотое яичко» (обработка К.Д. Ушинского), «Маша и медведь»
(обработка М.А. Булатова), «Репка» (обработка К.Д. Ушинского), «Теремок» (обработка М.А.
Булатова).
Поэзия. Александрова З.Н. «Прятки», «Топотушки», Барто А.Л. «Бычок», «Мячик»,
«Слон», «Мишка», «Грузовик», «Лошадка», «Кораблик», «Самолет» (из цикла «Игрушки»),
«Кто как кричит», «Птичка»; Берестов В.Д. «Курица с цыплятами», Благинина Е.А.
«Аленушка», Жуковский В.А. «Птичка», Ивенсен М.И. «Поглядите, зайка плачет», Клокова М.
«Мой конь», «Гоп-гоп», Лагздынь Г.Р. «Зайка, зайка, попляши!», Маршак С.Я. «Слон»,
«Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»), Орлова А. «Пальчики-мальчики»,
Стрельникова К. «Кряк-кряк», Токмакова И.П. «Баиньки», Усачев А. «Рукавичка».
Проза. Александрова З.Н. «Хрюшка и Чушка», Б.Ф. «Маша и Миша», Пантелеев Л. «Как
поросенок говорить научился», Сутеев В.Г. «Цыпленок и утенок», Чарушин Е.И. «Курочка» (из
цикла «Большие и маленькие»), Чуковский К.И. «Цыпленок».
Перечень музыкальных произведений
(рекомендованный Федеральной образовательной программой дошкольного образования)
Слушание. «Лошадка», муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Курочки и цыплята», муз.
Е. Тиличеевой; «Вальс собачек», муз. А. Артоболевской; «Весело ‒ грустно», муз. Л. Бетховена;
«Спортивный марш», муз. И. Дунаевского; «Наша Таня», «Уронили мишку», «Идет бычок»,
муз. Э. Елисеевой-Шмидт, стихи А. Барто.
Пение и подпевание. «Водичка», муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Воробей», рус.
нар. мелодия; «Гули», «Баю-бай», «Едет паровоз», «Лиса», «Петушок», «Сорока», муз. С.
Железнова.
Музыкально-ритмические движения. «Марш и бег», муз. Р. Рустамова; «Бубен», рус.
нар. мелодия, обраб. М. Раухвергера; «Барабан», муз. Г. Фрида; «Мишка», муз. Е. Тиличеевой,
сл. Н. Френкель; «Догонялки», муз. Н. Александровой, сл. Т. Бабаджан, И. Плакиды.
Пляска. «Вот как хорошо», муз. Т. Попатенко, сл. О. Высотской; «Вот как пляшем»,
белорус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Солнышко сияет», сл. и муз. М. Чарной.
Образные упражнения. «Идет мишка», муз. В. Ребикова; «Скачет зайка», рус. нар.
мелодия, обр. Ан. Александрова; «Птичка летает», «Птичка клюет», муз. Г. Фрида.
Игры с пением. «Зайка», «Солнышко», «Идет коза рогатая», «Петушок», рус. нар. игры,
муз. А. Гречанинова; «Зайчик», муз. А. Лядова; «Прокати, лошадка, нас!», муз. В.Агафонникова
и К. Козыревой, сл. И. Михайловой.
Инсценирование. рус. нар. сказок («Репка», «Курочка Ряба»). «Бабочки», обыгрывание
рус. нар. потешек, сюрпризные моменты: «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок», «Кто
к нам пришел?», «В лесу», муз. Е. Тиличеевой; «Праздник», «Музыкальные инструменты», муз.
Г. Фрида.
39

Перечень произведений изобразительного искусства
(рекомендованный Федеральной образовательной программой дошкольного образования)
Иллюстрации к книгам: В.Г.Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Цыпленок и
Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок», «Ладушки» и др..

40


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».